Представитель одной из них — Чжан Сань-фэн (1127—1179). Он вырос в семье чиновника, получил классическое образование. Но затем бросил карьеру и поселился отшельником на горе У-дан в центральной провинции Хубэй. Там он создал свою оригинальную систему кэмпо «Шан-у» (Благородное оружие). Чжан утверждал, что тренировка мышц играет второстепенную роль по сравнению с умением управлять жизненной энергией «ци». При этом он ссылался на знаменитого даосского мудреца Чжуан-цзы (369—286 гг. до н. э.), утверждавшего, что «воля руководит «ци», а «ци» наполняет тело. Воля — главное, «ци» — второстепенное». Направляемая волей («и») жизненная энергия («ци») вызывает мощный выброс физической силы («ли») в любой нужной точке организма. Чисто силовые упражнения и методы Чжан считал бесполезными, а успех или поражение в бою связывал с уровнем развития воли и умением управлять своей жизненной энергией.
Он считал также, что движения всех частей тела должны быть естественны, как у диких животных. Его техника основывалась на подражании движениям змеи и журавля. Змея «дала» плавное передвижение по криволинейной траектории, скручивания торса, мягкие отводящие блоки. А журавль «научил» резким ударам руками (типа клевков), маховым движениям рук в горизонтальной и вертикальной плоскости (словно удары крыльев), ударам пяткой вперед или в стороны.
Что касается тактики, то Чжан заявлял, что в бою движению должно предшествовать нахождение на одном месте, приложению силы — расслабленность, скорости — неторопливость, наступлению — отступление. Этого мастерства можно научиться на тентовых боксёрских мешках. Ставка на выжидание, на использование в своих целях инерции тела противника обеспечивали Чжан Сань-фэну победу в самых трудных поединках. Слухи о непобедимом отшельнике распространялись повсюду. Ученики приходили к нему один за другим. В конце концов на горе У-дан они создали даосский монастырь, ставший прародителем нескольких школ кэмпо.
Эти школы получили название «внутренних» (нэй цзя), или «мягких», в противовес «жестким», или «внешним» (вайцзя). Главный принцип боя во «внутренних» школах — избегание того, в чем силен против ник, нанесение ему неожиданного удара или толчка в удобный момент. Чтобы заставить противника «открыться» или потерять равновесие, используют маневрирование и различные обманные движения. Можно также сказать, что «внутренние» школы характеризуются преобладанием пластичных и ритмичных движений, а «внешние» — сильных, динамичных движений.