К 477 году в горах была сооружена настоящая крепость, окруженная высокой стеной, вокруг которой монахи вкопали в землю множество бамбуковых кольев, заострив их как бритвы. Однако первый глава монашеской общины, почтенный Чжоу Цзин понимал, что для отражения правильно организованного штурма принятых мер недостаточно. Враг легко переберется через каменную стену, если она не будет защищена. Поэтому были приготовлены длинные шесты для отталкивания ими лестниц с атакующими людьми, чаны и жаровни для обливания нападающих кипятком, увесистые дубины, чтобы расправляться с теми, кому удастся все же забраться на стену.
Благодаря всему этому маленькая община стала способной надежно оборонять себя. Через пару лет одна разбойничья шайка попыталась захватить монастырь, чтобы сделать его своим логовом. Однако разбойники просчитались. Кое-кто из них, преодолевая бамбуковые заграждения возле стен, поранился, другие, рухнув вместе с лестницами, получили ушибы и переломы, третьи обварились кипятком, четвертые были оглушены ударами дубин. Пришлось им с позором удалиться.
Происшествие принесло Шаолиню некоторую известность. Стали приходить первые паломники с подарками, появились люди, желающие вступить в ряды монахов. Им ставилось только одно, очень простое условие — быть способным защитить монастырь без пролития крови. Затем на протяжении многих лет монахи жили в беспримерном спокойствии. Разбойники убедились, что овладеть монастырем не так-то просто.
Буддийские монахи того времени не заботились о своем пропитании. Рис и муку им приносили крестьяне из ближайших селений. Сбором дикорастущих плодов, ягод и трав, а также огородничеством занимались монастырские рабы либо послушники. Состоятельные люди жертвовали деньги.
Неудивительно, что воздержание от чувственных удовольствий и в Шаолине, и в других китайских монастырях не пользовалось популярностью. Приемы пищи обычно превращались в настоящие пиршества, где десятки вкуснейших блюд и рисовая водка помогали участникам застолья приобретать аппетит и радость духа. Помимо еды монахи любили поспать. Большинство из них отличалось изрядной упитанностью, что зафиксировано на старинных изображениях с документальной точностью. Более того, у многих святых отцов подолгу гостили дамы, которых они, по их собственным словам, наставляли на путь истинный. При такой жизни большинство монахов не могло похвастать своим здоровьем.