Реформаторство Бодхихармы


Когда в Шаолине обосновался Бодхидхарма, то первое, что ему бросилось в глаза, это то, что монахи засыпают, слушая его проповеди, что они не могут сосредоточить свое внимание более чем на несколько минут на чем бы то ни было. Поразмыслив, Бодхидхарма запретил появляться в монастыре женщинам, покончил с пирами и выпивками, а также отменил молитвы, ритуалы и схоластические споры. В качестве «истинно буддийской» религиозной практики он предложил монахам три основных средства: аскетизм, заключавшийся в отказе от обильной еды, вина, половой жизни, излишнего сна и т.д., медитацию, или углубленное, многочасовое самосозерцание в сидячем положении; физические упражнения, в первую очередь занятия кэмпо.

Но если аскетизм и медитация носили достаточно традиционный характер, то превращение кулачного боя в средство достижения просветления явилось радикальным новшеством. Однако Бодхидхарма исходил из вполне конкретных соображений.

Во-первых, заботясь о состоянии духа, ни в коем случае нельзя доводить до упадка тело. Иначе дух по мере разрушения тела тоже приходит в упадок. Это подобно тому, как ржавеет в ножнах стальной клинок, если он долго остается без дела.

Во-вторых, именно разлад между душой и телом является главной причиной физической слабости и почти всех болезней. Слияние же воедино духовных и физических сил дает человеку огромную энергию и делает неуязвимым для болезней.

В-третьих, умение защищаться от вооруженных противников было жизненно необходимым. За время путешествия Бодхидхарма на собственном опыте убедился, что безобидные бритоголовые «братья» часто подвергались нападениям разбойников. Ведь буддийские монахи, проповедуя, одновременно собирали пожертвования для своих монастырей и храмов, набирая иной раз значительные суммы денег. Зная об этом, вооруженные негодяи нападали на них, грабили, а при малейшем сопротивлении убивали.

Аскетизм, медитация и кэмпо в сочетании друг с другом способствуют укреплению духа и развитию таких важных качеств, как интуиция, решительность и воля. А просветление достигается только тем человеком, считал Бодхидхарма, у которого интуиция и воля преобладают над рассудочным мышлением, кто в любой ситуации действует мгновенно и не колеблясь, но единственно верным способом.

Ибо просветление по самой своей сути постигается сердцем, а не рассудком, не путем долгих рассуждений, а мгновенно, в какой-то особой ситуации, в каком-то особом душевном состоянии. Просветление подобно молнии, вспышка которой совершенно иным светом освещает знакомые нам предметы…

.