Народные школы кэмпо


Что касается простого народа, то «безоружное» состояние, в котором во все времена стремились держать его власти, способствовало формированию весьма своеобразной техники самозащиты. В среде китайских крестьян, ремесленников и торговцев наиболее высоко ценилось не само попадание в противника, а умение ловко увернуться от ударов. Считалось, что от этого противник приходит в смятение, теряет бдительность и устойчивость в такой степени, что его можно свалить одним-единственным ударом или толчком либо сломать ему руку, поймав ее на захват (вспомним Цзэ Хун-пэя и его школу «обманывающей руки»)…

Развитие народных школ кэмпо тесно связано с деятельностью так называемых «даосов», представителей исконно китайского религиозно-философского течения. Наиболее характерными особенностями даосских школ кэмпо было подражание движениям животных и упор на использование в бою так называемой «внутренней энергии» — «ци». Еще в III веке н. э. знаменитый мудрец и врачеватель Хуа То (190—265) раз работал специфическую систему оздоровительной гимнастики под названием «игры пяти зверей», строившуюся на подражании характерным движениям тигра, журавля, обезьяны, медведя и оленя. Хуа То считал, что каждое из этих животных олицетворяет собой определенное качество: тигр — крепость костей и сухожилий, журавль — равновесие и устойчивость, обезьяна — ловкость, олень — грациозность, медведь — мышечную силу.

В IV веке другой даосский мудрец, врач и алхимик. Гэ Хун (284—364) разработал теорию «внешней» и «внутренней» работы и соответственно методику управления «внутренней энергии ци». Это легло в основу практически всех даосских школ кэмпо.

.